Современная образовательная среда активно предлагает развивать профессиональные навыки в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ). Почему важно изучать ИИ со школы? Как эти технологии смогут помочь в реальной жизни подросткам? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала старший научный сотрудник центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС, эксперт образовательных программ Intel Марина Ливенец.

— Почему начинать изучать искусственный интеллект необходимо уже в школе?

— Мы живем в то время, когда искусственный интеллект окружает нас практически везде: чат-боты в магазинах, системы видеонаблюдения, роботы в бытовой жизни, различные сервисы, с которыми работают в том числе дети, и другое. Сегодня уметь анализировать, взаимодействовать с техникой, с роботами — это не просто пожелание, а реалии жизни.

Одна из основных целей образовательной программы Intel® Al for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого" — формирование готовности к взаимодействию с искусственным интеллектом у молодого поколения, которое, в принципе, уже к этому готово.

— Чему вы учите школьников и студентов?

— Младших школьников мы только погружаем в тему искусственного интеллекта и учим взаимодействовать с ним: объясняем теорию, рассматриваем вопросы этики, разбираем работу нейросетей, систему машинного зрения, создание чат-ботов и много другого на конкретных примерах.

Старшеклассники и студенты, которые изучают программирование, в рамках образовательного проекта уже самостоятельно создают решения на базе технологий искусственного интеллекта и проекты социальной направленности, которые можно использовать в жизни.

— На развитие каких навыков направлен курс по технологиям искусственного интеллекта?

— С одной стороны, ребята приобретают hard skills: они смогут программировать, анализировать данные и создавать проекты. С другой стороны, участники программы развивают и soft skills: креативное и критическое мышление, работа в команде, социально- эмоциональный интеллект.

— Как построена практическая часть обучения?

— На втором этапе обучения ребята знакомятся с предметной областью искусственного интеллекта, которую они выбрали, и уже начинают получать первые hard skills. Соответственно, в разных областях используется разное оборудование. Например, в области машинного зрения и нейронных сетей используется программное обеспечение Open Vino, 3D камера Intel® RealSense и Intel® Neural Compute Stick 2 (Intel® NCS 2). А если мы говорим об анализе данных и обработке естественных языков, то здесь участники курса работают с Python 3.7 и используют уже среды разработки, например, такую как Anaconda. Практическая составляющая и сквозная линия программирования есть в любой предметной области.

Завершают обучение школьники и студенты созданием проекта социальной направленности по своей предметной области или на стыке различных областей искусственного интеллекта. Работают над проектами ребята в командах, потому что его надо придумать, запрограммировать, сделать цифровой прототип. Например, в рамках курса одни ребята разработали проект по распознаванию деревьев, другие — сделали чат-бот для анализа литературных произведений.

— Чем отличается программа от привычных уроков в школе или лекций в университете?

— Одно занятие длится два часа. В начале "урока" участники курса знакомятся с теорией, а потом выполняют практические задания. Получается, что в рамках каждого занятия ребята создают микропроект. Например, распознают изображение или делают основу чат-бота и так далее. Таким образом, у нас получается спиральное наращивание знаний: когда каждый раз, шагая чуть дальше, учащиеся получают все больше и больше знаний и могут создавать все лучше и лучше решения.

Также на каждом занятии рассматриваются вопросы этики и применение технологий искусственного интеллекта в реальной жизни: что бы ты не создавал, ты должен понимать зачем это нужно и как это будет использоваться.

— Важное звено в вашей программе — педагоги школ и вузов, как проходит их обучение?

— Обучение педагогов — это тренинг, в котором они разбираются не только с технологиями использования искусственного интеллекта, а также с технологиями создания в различных областях ИИ: машинное обучение, машинное зрение, анализ данных, обработка естественных языков и программирование на Python. Кроме того, педагоги, так же как дети, по результатам обучения должны сделать свой проект.

В нашей образовательной программе учитель больше играет роль наставника и показывает, где нужно искать информацию. Чаще всего с нами работают учителя, которые уже занимаются программированием: преподаватели информатики и математики вузов, педагоги дополнительного образования детских технопарков и образовательных центров.

По материалам: https://ria.ru/education/

Займите лидерскую позицию на рынке образования!

Закажите сотрудничество со специализированным
порталом Абитуриент 45

Наверх