В 2022 г. ожидается рекордное сокращение числа выпускников школ, сдающих во время ЕГЭ физику в качестве экзамена по выбору, следует из данных Рособрнадзора, предоставленных «Ведомостям». По данным ведомства, всего на участие в ЕГЭ зарегистрировалось 737 000 человек, в том числе 649 000 будущих выпускников 2022 г. Из них ЕГЭ по физике намерены сдать только 124 000 человек — это 16,8% от общего числа участников экзамена.

Это минимум за последние годы. С 2012 по 2016 г. доля школьников, сдающих экзамен по физике, от общего количества участников ЕГЭ составляла 26−27%, 23,4% — в 2017 г., 21,3% — в 2018 г. В 2019 и 2020 гг. доля выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, составила уже 19,2 и 19,6% соответственно, а в 2021 г. — 18,8% (128 000). Обязательными для участников ЕГЭ являются только русский язык и математика.
«Традиционно с 2009 по 2020 г. физика занимала второе место по популярности среди предметов по выбору для сдачи ЕГЭ», — пояснил «Ведомостям» представитель пресс-службы Рособрнадзора. Но в 2022 г. физика опустилась на четвертое место — после обществознания, которое традиционно держится высоко среди экзаменов по выбору (333 000 человек, 45%), биологии (143 000, 19,4%) и информатики (129 000, 17,5%).
Предпочтения школьников изменились в том числе из-за того, что с 2021 г. вузы могут принимать абитуриентов на большинство направлений по итогам лучшего результата ЕГЭ по одному из выбранных предметов.

Например, в Московском политехе на направление «Техносферная безопасность» будут выбирать лучший балл из ЕГЭ по физике или химии, а на направление «Прикладная механика» — лучший балл из ЕГЭ по физике или информатике, пояснил ответственный секретарь приемной комиссии вуза Юрий Анфимов. По его словам, в 2020 г. в Московский политех пришло 3566 абитуриентов с результатами ЕГЭ по физике, а в 2021 г. — 6680.

Ответственный секретарь приемной комиссии Московского государственного технического университета (МГТУ) им. Н. Э. Баумана Иван Сидельников считает, что «этап стагнации — предшественник роста»: «Поскольку изменился мир, изменилось отношение к инженерному образованию — оно снова в тренде». По словам представителя пресс-службы Рособрнадзора, выпускники, которые сейчас не сдают физику, выбирают информатику: «Общее количество детей, выбирающих физику и информатику, на протяжении последних лет составляет 30−32%».

Информатика интереснее для школьников, так как они погружены в мир гаджетов, а физику они считают неинтересным академическим предметом, говорит учитель математики школы № 24 Оренбурга, представитель межрегионального профсоюза «Учитель» Елена Щукина. Другие направления проигрывают IT по уровню будущей заработной платы, полагает доцент кафедры физической химии МИСиС Алексей Родин. Он подчеркивает, что достижения в области IT, о которых говорится в СМИ, «кажутся школьникам более понятными и конкретными, чем достижения в области физики».

В вузах, впрочем, ищут пути возвращения интереса к физике. МИСиС проводит свои смены в детских образовательных центрах «Сириус», «Артек», «Смена». В МГТУ для школьников работает бесплатная физико-математическая школа, где преподают действующие студенты, а при поддержке фонда целевого капитала вуза запущен проект «Учителя физтехов» для обмена опытом и повышения их квалификации.

Источник материала: РИА "Новости"

ПРОДЛЕНИЕ СРОКА ПРИЕМА ЗАЯВОК НА КОНКУРС ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ «ДЕЖУРНЫЙ ПО ПЛАНЕТЕ» (IX ОЧЕРЕДЬ)

Фонд содействия инновациям продлевает сроки приема заявок на  проведение мероприятий программы «Дежурный по планете»  (IX очередь) до 10 часов 00 минут (по московскому времени) 11 апреля 2022 года.

Целью конкурса является вовлечение молодежи школьного возраста в технологическое творчество и реализацию проектов в области космических технологий. 

Положение о конкурсе

Задачи Конкурса:

  • развитие системы механизмов расширения количественного состава молодежи, вовлеченной в научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

  • повышение результативности и эффективности проектов и мероприятий по вовлечению молодежи в научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

  • развитие механизмов стимулирования их научной, инновационной активности и проектной деятельности. 

Финансовая поддержка предоставляется в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии в денежной форме (далее – грант).

В случае возникновения технических проблем при заполнении заявок в системе просим обращаться в службу технической поддержки: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., тел.: +7 (495) 231-19-06 (доб. 196). 

Контактное лицо по разъяснению вопросов о мероприятиях, обеспечивающих развитие у школьников и молодежи интереса к науке, инновациям и предпринимательству: 

Елисеева Мария Сергеевна

тел: 8(495)231-19-06 (доб.158) 

email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

(с 9:00 до 18:00 в рабочие дни, время московское).

Источник материала: https://fasie.ru/press/fund/spacecontest-9-prodlen/

Изменения в правилах приема в вузы на 2022 год

Оцениваем очередные реформы в правилах поступления.

Минобрнауки не дремлет: правила поступления в вузы опять меняют, доработанный текст документа уже доступен. Утверждение новый «Порядок приема» пока не прошел, но вряд ли в нем что-то изменится.

1. Вторую волну не вернули

В проекте «Порядка приема» по-прежнему значится только одна волна зачисления. Министерство не услышало или не захотело слушать ректоров, депутатов и абитуриентов, которые просили и требовали вернуть систему двух волн. 

Основной (он же — единственный) этап зачисления немного расширился: теперь он продолжается с 3 по 9 августа. Временное окно для принятия решений увеличилось, но хаос 2021 года рискует повториться, потому что абитуриенты опять будут принимать финальные решения и массово подавать согласия в последние дни. Напомним, что в этом году сайты многих вузов просто «обвалились» под такой нагрузкой и перестали работать, а сроки подачи тем временем истекли. Кто не успел — тот опоздал.

2. «Двойных зачислений» больше не будет

Из-за коронавируса в последние два года вузы начали зачислять без оригиналов аттестата (их обязывали предоставить позже) — только по согласиям. Это было сделано для того, чтобы абитуриенты не ходили лично в приемные комиссии, не заражались в толпе сами и не заражали других. В итоге многие хитрили и подавали по два согласия в разные вузы. Возникало незаконное «двойное зачисление», результатом которого становилось... правильно, отчисление.

В 2022 году оригиналы аттестата возвращаются — они вновь будут обязательными. При этом подать оригинал дистанционно нельзя. Однако стоит понимать, что это будет возможным, только если Россию не накроет следующая, еще более жесткая волна эпидемии новых вариантов коронавируса, который становится все заразнее и смертельнее с каждым годом.

Ничего нового в обязательности оригинала нет. Но стоит помнить, что в славном мире прошлого (до коронавируса), где оригинал был главным документом при зачислении, не было такой развитой онлайн-подачи — а теперь она есть. В результате возвращение оригинала ударит по тем, кто будет подавать документы дистанционно в других городах и кого при этом конкуренты оттеснят вниз в рамках конкурса в последние минуты. Такие поступающие не успеют изменить свой выбор и окажутся вынуждены решать только в пределах того вуза, куда успели отнести свой оригинал.

3. Копии паспорта и аттестата сохранятся на «Госуслугах»

Два года онлайн-подачи даром не прошли: механизм немного обкатали. С 2022 года подача документов в вузы через «Госуслуги» упростится, если копии вашего паспорта и аттестата уже сохранены в вашей учетной записи.

Система образования в России в целом уходит в цифровое пространство, и это скорее плохо, чем хорошо. За «удобные» онлайн-сервисы приходится платить: оруэлловский «1984» вместе с «Матрицей» уже здесь, Большой брат все знает о вас, все ваши самые важные личные данные плавают в базах данных, их покупают, продают и используют как хотят, поскольку защита такой информации в нашей стране — только формальность. Очень скоро роботы будут решать, взять ли вас в вуз или на работу. Это страшно.

4. Вы сможете сами подписывать документы

С 2022 год абитуриенты моложе 18 лет смогут сами подписывать документы в приемных комиссиях вузов. Напомним, что раньше это приходилось делать их родителям или законным представителям.

Исключение — поступление на платное. При подписании договора об оказании платных образовательных услуг вам все же придется взять с собой папу, маму или опекуна. Но это разумно: не сами же вы будете платить за свою учебу, в конце концов.

Хотя, кстати: вы можете получить кредит на высшее образование. Ставка — 3%, остальные проценты покроет вместо вас государство.

Серебряные и бронзовые значки ГТО разрешили использовать при поступлении

Раньше в качестве индивидуальных достижений для получения дополнительных баллов ЕГЭ использовать разрешалось только золотые значки ГТО. Теперь список расширился, и вы сможете предоставить вузу также серебряные и бронзовые значки ГТО (если он принимает их, конечно).

Важно и то, что удостоверение, которое выдают к каждому значку, можно заменить выпиской из приказа Минспорта (о вашем награждении).

Правда, сколько будет «стоить» каждый значок в баллах, мы пока не знаем. Напомним, что вузы сами решают, какие индивидуальные достижения учитывать и сколько баллов за них давать.

Олимпиадников потеснили

Олимпиады — это прекрасно, и мы очень уважаем их участников, победителей и призеров. Но в последнее время эти соревнования де факто превратились в альтернативу ЕГЭ (как бы плох он ни был). При этом у олимпиадников есть приоритет перед теми, кто получил 100 баллов на экзаменах. Из-за этого стобалльникам не хватает мест, хотя они тоже отличники и молодцы. В 2021 году олимпиадников было так много, что вузам пришлось открывать для них дополнительные позиции.

В итоге победителей и призеров ожидаемо начали теснить. С 2022 года разрешается использовать только одно право на поступление без вступительных экзаменов (БВИ) на одном конкурсе, не важно, сколько соревнований вы выиграли и какие награды получили. Во всех остальных конкурсах вы будете участвовать по ЕГЭ, как все.

Источник материала: https://postupi.online/

С понятиями “специальность”, “профессия”, “квалификация” человек сталкивается при поступлении в учебное заведение и устройстве на работу. Чем специальность отличается от профессии и что общего у этих терминов, а также как соотносятся “должность” и “квалификация”.

Специальность

Специальность - это комплекс знаний, навыков, умений и опыта, которые человек приобретает в рамках выбранной профессии. Углубленное изучение материала в учебном заведении и получение особых навыков в какой-то определенной области также входит в это понятие. Проще говоря, это некое ответвление от того или иного вида деятельности.

В рамках одной профессии может насчитываться несколько специальностей.

Например, врачебная деятельность имеет десятки направлений - кардиолог, терапевт, педиатр и другие. Помимо этого специальность может подразделяться на более узкие виды. Среди хирургов есть нейрохирурги, офтальмохирурги, кардиохирурги и др.

Определения

При поступлении в вуз, ссуз, во время поиска работы человек сталкивается с такими понятиями как "квалификация", "должность" и "профессия". В чем разница между этими словами, знают не все.

Квалификация

Присваивается после обучения в вузе или после окончания профессиональных курсов. Она указывает на получение знаний, навыков и умений в конкретной области.

На сегодняшний день существует три квалификации, которые присваиваются после обучения:

специалист;

бакалавр;

магистр.

Основное отличие между ними заключается в продолжительности обучения. Прием и получение знаний по каждой квалификации происходит отдельно и независимо друг от друга.

Подача документов для поступления в Российском университете транспорта

Согласно ч. 2, 3 ст. 69 закона “Об образовании в РФ” чтобы получить квалификацию необходимо иметь соответствующий уровень образования. Для присвоения квалификации специалиста и бакалавра достаточно иметь аттестат среднего общего образования, а для поступления на магистратуру понадобится диплом высшего учебного заведения.

Получить квалификацию можно на профессиональных курсах. Так в профессии учителя есть разделение на категории, которые присваиваются сотруднику в результате дополнительного обучения, приобретения опыта работы, получения наград и грантов.

Должность

Это служебное место, которое занимает сотрудник в компании или на предприятии, выполняя определенные обязанности.

Занимаемая должность может не зависеть от полученного образования, а определяться опытом и знаниями сотрудника. Назначение на конкретную позицию можно получить как за уровень образования, так и за успешное выполнение своей работы, личные качества, опыт работы в конкретной организации. В некоторых структурах, человек не может занимать пост без получения определенной специализации. К примеру, на место участкового врача может претендовать только терапевт.

Профессия

Если обратиться к истории Древнего Рима, там под словом “профессия” подразумевали вид деятельности, который выставляли напоказ. Древние римляне называли словом профессия свою деятельность, о которой говорили публично. С латинского это слово и переводится как “заявлять, говорить на публику”. В настоящее время под это понятие попадает сфера деятельности человека, т.е. в какой области он трудится.

Для получения профессии необходимо не только фундаментальное образование, но и практический опыт в выбранной сфере. Т.е., строго говоря, при поступлении в учебное заведение речь о выборе профессии не идет.

Получить профессиональные навыки можно как в специализированных вузах, колледжах и т.д., так и в результате самообучения.

По всему миру насчитывается более 400 тысяч профессий. С развитием технологий одни из них исчезают, а другие появляются.

Просмотреть полный список действующих профессий и специализаций можно в Общероссийском классификаторе специальностей.

Отличие специальности от профессии

Несмотря на схожесть понятий и связь их между собой, эти термины не являются синонимами и имеют существенные различия.

Сравнение

В первую очередь профессия несколько шире показывает область образования и навыков. Она не требует углубленного изучения выбранного направления. В то время как специализация - это более узкая сфера знаний, и для получения специальности необходимо более тщательно изучать то или иное направление.

Например, профессия - учитель. В ней есть много специальностей - учитель математики, русского языка, химии или биологии.

То есть сотрудников школы можно объединить под общим названием профессии, но при их этом навыки, умения и знания будут отличаться.

Вторым отличием можно назвать наличие образования.

Для получения профессии может быть достаточно только определенного опыта работы. Например, освоить навыки продавца, официанта или рабочего можно без специализированного обучения.

А вот для получения специальности необходимо получить диплом в вузе, техникуме или колледже. Именно документ об образовании будет подтверждать полученную специальность, а не профессию.

Также эти термины отличаются друг от друга объемом понятий.

Профессия может относиться только к определенному роду деятельности, в то время как одна и та же специальность может быть связана с разными профессиями.

К примеру, специальность инженер-программист можно отнести к двум профессиям - инженер и программист.

Для закрепления понимания этих терминов можно привести еще один пример: молодой человек отучился в институте и получил диплом по специальности “Технолог”. Далее устроился на предприятие на должность “Лаборант”.

После дополнительного обучения получил повышение квалификации - “Лаборант химического анализа” по профессии “Инженер”.

Источник материала: РИА Новости

Пятьдесят специальностей вошли в новый «Атлас профессий будущего». Будущего не отдаленного, а самого обозримого, говорят составители: рынок потребует таких специалистов, как консультант по здоровому долголетию и дизайнер эмоционального опыта, уже 2022–2023 годах. По словам опрошенных «Известиями» экспертов, востребованность ремесел будущего не вызывает сомнений. А вот стоит ли на прогнозы ориентироваться абитуриентам, которые собираются поступать в 2022 году, большой вопрос. Подробнее — в материале «Известий».

Что за профессии.

В новом «Атласе профессий будущего» выделено 50 специальностей. Их определили исходя из результатов исследования, которое провели «Сбер» и Высшая школа экономики (ВШЭ). Создатели карты подчеркивают, что они будут востребованы уже в ближайшие два года.

Исследователи выделили 12 категорий: дизайн, здоровье, информационные технологии, кибербезопасность, логистика, маркетинг, менеджмент в сфере досуга, урбанистика, финансы, юриспруденция, а также Agile (система ценностей в ведении бизнеса, которая помогает ускорить и улучшить создание рабочего продукта, избавившись от лишних формальностей. — «Известия») и ESG (дословно расшифровывается как «экология, социальная политика и корпоративное управление»; предполагает развитие компании на базе, в частности, ответственного отношения к окружающей среде. — «Известия»).

В рубрике «здоровье» специалисты, например, выделили такие профессии, как биоинформатик, менеджер индивидуальных медицинских программ и консультант по здоровому долголетию. В сфере IT и кибербезопасности — уже привычные профессии: инженер-робототехник, архитектор мультиоблачных решений, инженер VR и AR, эксперт по защите персональных данных, исследователь уязвимостей, специалист по противодействию кибермошенничеству и другие. Специальности в области дизайна тоже не выглядят футуристично, среди них UX-исследователь, продуктовый дизайнер и дизайнер эмоционального опыта (он уже не первый раз попадает в «Атлас»).

По материалам: https://iz.ru/

16 апреля  День открытых дверей.  «Все дороги ведут в ТКТТС».

Встречать гостей одновременно будут на трех площадках:

  • г. Тюмень, ул. Таллинская, 1
    • отделение технологий железнодорожного транспорта;
    • отделение автоматики, информатики и сервиса.
  • г. Тюмень, ул. Республики, 237
    • отделение технологий автомобильного транспорта;
    • отделение технологий строительства и машиностроения
  • г. Тюмень, ул. Малиновского,7
    • отделение судовождения и эксплуатации флота;
    • отделение технологий сервиса.

Работа площадок осуществляется в три потока: 10.00, 12.00, 13.30.

В программе дня:

  • Встречи с ведущими специалистами ТКТТС.
  • Встреча с работодателями, социальными партнерами колледжа.
  • Экскурсии по учебным лабораториям и мастерским (консультирование, мастер-классы).
  • Экскурсия на комфортабельном автобусе на учебно-тренировочное судно (ул. Малиновского, 7, в 11.00,12.00).
  • Консультация приёмной комиссии - особенности правил приема 2022 года.
  • Интерактивное взаимодействие – занимательные игры, шутки, экскурсия в музейный комплекс колледжа «Возрождение» (ул. Таллинская, 1), фотосессия.

Ждем вас с 10.00 до 15.00, с собой иметь отличное настроение и готовность получить много полезной информации.

Телефон для справок: +7 (3452) 37-99-34, 50-08-82, доб.2

 

Источник материала: https://tktts.ru/post/4798/

Вице-премьер Чернышенко: в российских вузах появятся 83 магистерские программы в сфере ИИ

В 2022 году российские вузы начнут обучать магистров по 83 новым программам в сфере искусственного интеллекта, сообщил зампредседателя правительства Дмитрий Чернышенко.

"В текущей ситуации для нас особенно важна качественная подготовка специалистов в сфере IT и искусственного интеллекта для высокотехнологичных производств. От их профессионализма и уровня компетенций будет зависеть информационная безопасность страны и уровень развития технологий. Система высшего образования стремится оперативно отвечать на вызовы, разрабатывая актуальные программы обучения. В рамках федерального проекта "Искусственный интеллект" национальной программы "Цифровая экономика" в новом учебном году в российских вузах появится 83 магистерские программы по искусственному интеллекту. Они подготовлены ведущими университетами исходя из запросов и потребностей предприятий отраслей экономики. Особый акцент сделан на региональных вузах", – сказал Дмитрий Чернышенко, которого приводит пресс-служба.

Первыми вузами, которые в 2022/2023 учебном году начнут реализацию программ магистратуры по профилю "Искусственный интеллект", станут Дальновосточный федеральный университет, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова и другие. В 2023-2024 учебном году планируется внедрение программ бакалавриата по направлениям искусственного интеллекта, сообщает пресс-служба правительства.


В минувшем году был разработан и внедрён в российские вузы образовательный модуль "Системы искусственного интеллекта". Его можно дополнить темами и разделами с учётом уровня и профессиональной направленности конкретной программы.

"Объединение научного потенциала вузов с ведущими экспертами и IT-компаниями способствует созданию практического инструмента и для подготовки высококлассных специалистов в сфере ИИ, и для развития человеческого капитала", – отметил глава Минобрнауки Валерий,  слова которого приводить пресс-служба правительства РФ.

В разработке модуля "Системы искусственного интеллекта" участвовала организованная Минобрнауки рабочая группа, в которую вошли представители федеральных учебно-методических объединений, ведущих университетов и педагогические работники, говорится в сообщении.

Источник материала: РИА Новости

День открытых дверей

19 февраля 2022 года (суббота) в 14-00 часов Южно-Уральский технологический университет приглашает на День открытых дверей в очном режиме.

Встречи с потенциальными абитуриентами и их родителями пройдут в главном корпусе Университета по адресу: г. Челябинск, Комсомольский проспект 113 а.

В ходе дней открытых дверей посетители могут познакомиться с Университетом, его преподавателями, студентами, с Правилами приёма, особенностями приёмной кампании 2022 года, с направлениями подготовки и специальностями, пройти по зданию вуза с экскурсией.

Мы расскажем: о содержании о содержании программ обучения, достижениях и перспективах наших выпускников, а также научной и внеучебной студенческой жизни.

День открытых дверей займет у вас порядка 2-х или немного более часов.

Минобрнауки РФ планирует в ближайший год ввести цифровые дипломы об образовании, сказал РИА Новости глава ведомства Валерий Фальков.

"Что касается диплома не бумажного, а цифрового, то мы над этим работаем.
 
В ближайшее время, год, мы планируем ввести", - сказал он РИА Новости.

Он также отметил, что цифровые дипломы планируется выдавать не в каком-то отдельном вузе, а по всей России по единым стандартам.

Источник материала: https://ria.ru/

Сколько мест есть на бюджете в вузах в 2022 году

В Правительстве РФ назвали точное число мест на бюджете в вузах в 2022 году. Поступить на высшее образование и учиться бесплатно смогут 588 тысяч человек. Это на 11,5 тысяч мест больше, чем в 2021 году. Об этом сообщил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

«В этом учебном году — это 2022-2023 учебный год — на бюджет смогут поступить 588 тыс. молодых людей, и в вузах для этого предусмотрены бюджетные места, что на 11,5 тыс. мест больше, чем это было в предыдущую приемную кампанию», — сообщил он.

По словам Чернышенко, увеличение числа бюджетных мест происходит ежегодно с учетом запросов рынка, показателей государственных программ, проектов, а также потребности российских регионов в профессиональных кадрах.

При формировании контрольных цифр приема в вузах определяющим фактором становится предоставление возможности для студентов получить востребованную профессию в регионе проживания с перспективой трудоустройства в родном крае.

Самое высокое количество бюджетных мест, от 11 до 15 тысяч, в рамках приемной кампании текущего года было выделено для следующих регионов:

Москва,

Санкт-Петербург,

Ленинградская область,

Свердловская область,

Ростовская область,

Новосибирская область,

Республика Татарстан.

Вице-премьер пояснил, что именно в этих регионах располагаются крупные инновационные, промышленные, научные центры России.

Источник материала: «Учительской газеты»

Уральский федеральный университет - Дни открытых дверей


В новогодние каникулы Уральский федеральный университет организует дни открытых дверей для желающих поступить на программы бакалавриата и специалитета.

8 января в онлайн-формате абитуриентов познакомят с алгоритмом поступления, учетом индивидуальных достижений, возможностями олимпиадного движения. Для знакомства с вузом будут доступны виртуальные туры.

9 января на связь выйдут представители институтов, ведущие преподаватели и талантливые студенты УрФУ.

Все желающие могут задать интересующие вопросы заранее по форме на этой странице, либо в комментариях во время прямых трансляций.

ДатаВремя (Екб)Тема трансляции
8 января (сб) 12:00 – 13:00 Презентация университета
14:00 – 15:20 Алгоритм поступления
16:00 – 17:00 Родительский час
9 января (вс) 12:00 – 12:40 Гуманитарные науки
13:00 – 13:40 Естественные науки и математика
14:00 – 14:40 Экономика и управление
15:00 – 15:40 Информационные технологии
16:00 – 17:00 Инженерные науки