Открыт набор на программу для старшеклассников «Мое лето в Президентской Академии»


Открыт набор старшеклассников на участие в программе «Мое лето в Президентской Академии».

К участию приглашаются выпускники 8-10 классов.

Тема 2021 года: PRO-БИЗНЕС. Стать успешным предпринимателем.

Длительность программы 2 недели. Формат обучения смешанный: очный с элементами online.

Первая неделя посвящена созданию собственного бизнес-проекта под руководством опытных модераторов – преподавателей Президентской академии, где каждый участник попробует себя в роли генератора бизнес-идеи, а экспертную поддержку окажут действующие предприниматели, легкости и креативности добавят тьюторы – студенты и магистранты Академии.

На тренингах и деловых играх школьники узнают о предпринимательстве, налогообложении, мерах государственной поддержки бизнеса и особенностях функционирования компании. Смогут развить свои личностные навыки, которые усилят конкурентоспособность на рынке труда.

В завершение первой недели программы пройдет защита разработанных бизнес-проектов, с получением экспертной оценки и указанием на возможности развития проекта от представителей бизнеса.

Вторая половина дня первой недели и вся вторая неделя посвящена тренировке бизнес-навыков, необходимых для старта проекта. Каждый участник сможет отработать этапы ведения бизнеса, провести анализ результатов с теоретическим обоснованием преподавателя, что поможет проанализировать свои ресурсы для запуска разработанного бизнес-проекта.

Как принять участие:

  • Быть выпускником 8-10 класса, не принимавшим участие ранее

  • Заполнить анкету и пройти конкурсный отбор 

Прием заявок: до 25 мая 2021 года

Места для проживания участников не предоставляются  

Количество участников ограничено! 

Сроки проведения:

Открыт набор на Поток 1 (основной набор):
С 28 июня по 3 июля – очно+дистанционно
С 5 июля по 10 июля – дистанционно 

Поток 2 (набор будет открыт после заполнения Потока 1):
С 5 июля по 10 июля – очно+дистанционно
С 12 июля по 17 июля – дистанционно 

Поток 3 (Набор будет открыт после заполнения Потока 2):
С 12 июля по 17 июля – очно+дистанционно
С 19 июля по 24 июля – дистанционно 

Стоимость участия: 15 000 руб.

Победителям и призерам олимпиад школьников (список) предоставляются скидки! 

Место проведения: г. Москва, проспект Вернадского, д. 82 (м. «Юго-Западная»)

Контакты:

Телефон: +7 499 956-95-41

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник материала: 
© РАНХиГС https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/otkryt-nabor-na-programmu-dlya-starsheklassnikov-moe-leto-v-prezidentskoy-akademii/

Абитуриенты, родители, педагоги!

?Апрель ?- время встреч и знакомства с Тобольским педагогическим институтом | ТюмГУ!

С 1 по 30 апреля (по ?вторникам, ?средам и ?пятницам) Приемная комиссия Тобольского пединститута приглашает группы и классы (от 20 до 50 человек) на экскурсии. В программе: воркшопы, профдиагностика, тестирования, розыгрыш фирменного мерча и многое другое!

❗Каждому участнику экскурсии будут начислены баллы в рамках бонусной программы ТюмГУ «REALTALK»❗

Обращаем внимание на необходимость ?предварительной записи?!
Как записаться?
✅заполнив гугл-форму: https://forms.gle/oE6dmbnxniiWWi8BA
✅позвонив по тел. (3456) 23-49-60
✅написав письмо на эл. почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ждем в гости

???Также в апреле проведем очередной онлайн-день открытых дверей!
Следите за новостями.

Один из недавних научных прорывов — создание алгоритмов, которые могут предсказывать структуру белка. В перспективе это позволит создавать новые персонализированные лекарства и новые вакцины прямо на компьютере, за считанные недели и даже дни. Математик и биолог Олег Михайловский рассказал ТАСС о том, как изучают белки, как знание их структуры может помочь врачам и почему ученому полезно быть "многостаночником".

Фантасты прошлого мечтали об искусственном сверхразуме, который решит все проблемы человечества. Но сейчас мы чаще видим такие заголовки: "Нейросеть подделала голоса знаменитостей", "нейросеть научилась заменять лица актеров в фильмах", "нейросеть записала рэп-альбом"...

Впрочем, есть и по-настоящему серьезные достижения. Одно из них связано с предсказанием поведения живых систем. В конце 2020 года программисты DeepMind — исследовательского подразделения Google — создали программу, которая может построить структуру белка по последовательности его аминокислот. На основе этих данных ученые могут узнать о белке очень многое. В том числе и то, как он работает.

Олег Михайловский — сотрудник Лаборатории биомолекулярного ядерно-магнитного резонанса СПбГУ, один из тех, кто в России занимается изучением структуры белков. Он разрабатывает дополнение к программному пакету Amber — одному из двух крупнейших в мире инструментов для биомолекулярного моделирования. Разработка ученого позволяет получать высокоточные структуры белков на основе данных рентгеновской дифракции и компьютерной симуляции молекулярной динамики. Мы попросили его рассказать простыми словами об исследованиях, которые мало кто понимает, но которые могут изменить нашу жизнь уже очень скоро.

О том, почему структура белка — это "загадка века"

Белки выполняют очень много функций в организме. Проще сказать, чего они не делают. Например, ферменты, которые помогают нам переваривать еду — это белки. Из фибриллярных белков состоят наши ткани, такие как мышцы или волосы. Белки участвуют в формировании иммунитета, обеспечивают саморегуляцию организма — например, свертываемость крови. Представьте длинную нить из связанных друг с другом шнурков разного цвета, которые сплетены в очень затейливую фигуру. Шнурки — это аминокислоты, строительные элементы белка. Основных аминокислот всего двадцать, но они расположены в разном порядке. Узнав их последовательность, можно попытаться теоретически предсказать структуру белка и то, как он ведет себя в организме. А это открывает огромные возможности.

Могу привести в пример болезнь Альцгеймера. Один из ее характерных признаков — накопление в мозге неправильно свернутых белков бета-амилоидов, которые вызывают гибель нейронов. По сути, из-за неправильной структуры белки начинают друг на друга наслаиваться и блокировать взаимодействие между клетками. Такие поломки в белках неплохо бы идентифицировать. А потом уже на основании модели внести мутацию туда, где она будет полезна. Увеличить активность какого-нибудь белка. Или, наоборот, снизить ее.

​​​О прорыве, которые обеспечили нейросети

Технически мы можем определить структуру белка вручную. Например, с помощью рентгеновской кристаллографии. Как это происходит? Мы выращиваем кристаллик с белком, светим на него лучом и получаем красивые картиночки с детектора. Дальше мы смотрим, где у нас на картинке точки интенсивности, и по ним можем рассчитать модель этого белка — то есть понять, где какой атом находится.

Но с нуля получить эту модель очень сложно и затратно. На одно только выращивание кристаллика хорошего качества может уйти несколько месяцев, в зависимости от белка, однако заранее предсказать, сколько займет процесс подбора "правильных" условий для его роста, практически невозможно. А есть белки, которые вообще никак не кристаллизуются. Есть и другие методы спектроскопии, такие как ЯМР, но они по своим причинам могут не сработать. И тут нам помогает компьютерное моделирование. Если мы не знаем структуру какого-то нового белка, ее можно попробовать предсказать по структуре его "родственника". За много лет на основе экспериментальных данных у нас накопилось порядка 170 тысяч уже известных структур. Если обучить машинный алгоритм на их основе, можно получить относительно точные предсказания. Например, нейросеть AlphaFold2 от Google. Но их модель ошибается примерно на размер атома, а это может быть важным для предсказания взаимодействий этого белка с другими молекулами.

Но мы все равно не можем обойтись без экспериментов. Модель AlphaFold тренируется на определенном наборе, но что она делает помимо этого набора, сложно сказать. Для известных белков мы можем подтвердить или опровергнуть результат, полученный с помощью нейросети. А для новых мы проверить результаты никак не можем. Поэтому нужно получать экспериментальные данные, чтобы подтверждать предсказания. И как раз обработка этих данных с помощью нашей программной "надстройки" позволяет строить максимально точные модели белков, которые пока не под силу ни одной нейросети.

О том, как провести эксперимент в виртуальной реальности

Эксперимент на компьютере — звучит странно. Но это именно эксперимент. Ты запускаешь симуляцию и смотришь на результат. У нас есть определенный базовый протокол, по которому идет симуляция. Ты настраиваешь условия, и нужно посмотреть, что будет происходить в зависимости от этих условий. А этих условий, например, сотня. Естественно, руками их настраивать никто не будет — для этого я пишу скрипт. Думаю, любой современный ученый должен уметь работать со скриптами, без этого уже невозможно. 100 условий руками щелкать — это не прикольно.

Как это происходит на практике? Допустим, нам нужно попытаться предсказать, как одна молекула соединяется с другой. Есть математическая функция, которая описывает, как себя ведут атомы друг по отношению к другу. Мы подставляем условия и просчитываем их для тысячи разных молекул — по отношению к одной целевой. Запускаем тысячу симуляций. Потом на основании результатов можно, например, понять, как будет работать молекула лекарства.

Самое интересное — когда ты получил результаты и пытаешься вычленить какой-то паттерн в том, что ты получил. Какую-то закономерность. У тебя есть критерии оценки. Бывает, ты обнаруживаешь, что паттерна нету. Но ты все равно пытаешься найти объяснение, почему это так. Конечно, когда ты попробовал кучу разного и понял, что ничего не работает, — наступает разочарование. Но я стараюсь такие дни забывать. Утром просыпаешься свежим и пытаешься пробовать снова.

О пути из математиков в биологи

Хотя сейчас моя работа происходит в основном на компьютере, я могу и электрод к мозгу мышки подключить, и провести спектроскопический эксперимент. Хотя начинал я с математики. Я учился в обычной школе в Петербурге и параллельно ходил в Центр компьютерных технологий в Аничковом дворце, учился программированию.

Как-то в очередной год я пришел записываться дальше, и преподаватель мне говорит: попробуй поступить в Лабораторию непрерывного математического образования. Я пришел туда, пообщался с директором. Прошел какое-то тестирование — было очень сложно. Но начал ходить. Было очень непривычно, что там уже занятия назывались парами — с 9 класса. И нам уже тогда давали научных руководителей. От этой школы я стал ездить на российские и международные научные конференции для школьников, участвовать в конкурсах. Например, ездил на знаменитую Intel ISEF в США и получил там премию Американского математического общества.

Дальше был матмех СПбГУ по специализации дифференциальные уравнения и динамические системы. Я даже поступил в аспирантуру, но что-то все-таки не удовлетворяло. И в итоге я стал подавать документы в другие университеты на другие специальности. Я слушал курсы на Coursera и других площадках, не связанных с математикой. Стал интересоваться биохимией, нейронными сетями. И так сошлись звезды, что мою заявку одобрили и мне предложили поступить на междисциплинарную программу в Университете Пердью в США. В первый год на этой программе каждый студент проходит четыре так называемых ротации — у разных научных руководителей. Смотрит, что ему больше по душе. Причем ты выбираешь их сам. Я успел позаниматься программированием в области биоинформатики, был в лаборатории изучения нейронной деятельности. Даже мышек резал. Но никаких зверств, все было очень гуманно.

Я знаю, как аккуратно подключить электрод к мозгу мышки. А это очень непросто! Руководитель говорил, что у меня классно все получается. Но меня отвернул от этой работы... запах. Виварий, где мышки растут — он просто ужасно пахнул. После двух месяцев работы там мне казалось, что от меня постоянно пахнет виварием. Даже когда я менял одежду.

По итогу ротаций мой выбор пал на лабораторию химического факультета, которая занималась ЯМР-спектроскопией белков. В диссертации тематика сменилась с одной спектроскопии на другую — рентгеновскую. Защищался я уже во время пандемии, но не дистанционно. В большой аудитории на 100 человек были 4-5 членов комитета, рассаженные по разным концам комнаты. А потом я вернулся в Россию. Так получилось, что глава диссертационного комитета в Пердью, Николай Скрынников, также работал и здесь, в Лаборатории биомолекулярного ЯМР Института трансляционной биомедицины СПбГУ. Мы продолжаем развивать начатый еще во время работы над моей диссертацией проект, и сейчас я тружусь в его лаборатории.

О конкуренции и сотрудничестве

Сегодня наука — это коллективная работа. Конечно, мы конкурируем — например, за гранты. Тебе интересна какая-то тема, ты плюс-минус знаешь, какие люди занимаются ей по всему миру. И ищешь пробелы в работах других. Такие пробелы, которые бы принесли пользу. И хочется опубликовать свой результат раньше других.

Бывает так, что за полгода до твоей публикации кто-то другой выпускает статью по той же теме. Приходит разочарование, но ты пытаешься искать выходы из этой ситуации. Смотришь: ага, вот они сделали это, а я сделаю что-то другое. Похожее, но все-таки в другую сторону. Но нет такого, что наука — это джунгли, и тебя обязательно съедят. Конкуренция есть, но можно кому-то написать, посоветоваться. Можно даже договориться: "Я подожду, пока вы опубликуетесь, а я потом выпущу свой результат". В мировой практике вообще приняты коллаборации — между учеными из разных стран, лабораторий. У нас, например, есть коллаборации с университетами в Европе, Америке и Азии, например, с Ратгерским университетом в США и Университетом Цинхуа в Китае.

Знаете, я вспоминаю лекцию Джеймса Уотсона, первооткрывателя ДНК, которая проходила в СПбГУ, по-моему, в 2017 году. Его спросили, что для ученого важно в целом. А его область практически моя. И он сказал три вещи... Не ручаюсь за точность, но постараюсь передать смысл. Первое: stay curious. А второе: be kind. Третью я не запомнил, но первые две абсолютно, на мой взгляд, точны. Оставаться голодным до результатов и быть приятным по отношению к своим коллегам. Без этого сложно выстроить коммуникации и существовать в сообществе.

О вкладе в науку и планах

Проблема рентгеновских моделей в том, что они статичны, а белок — система динамическая. В некоторых местах модель структуры белка получается "замыленной", и непонятно, что там происходит. Моя задача как раз состоит в том, чтобы позволить программе "додумать", как белок ведет себя в местах, пропущенных на рентгеновской картинке.

Если этот инструмент найдет широкого пользователя — будет классно. Но это задача, так сказать, фундаментальная, внутренняя, научная. А если говорить о глобальных планах... Мне было бы интересно заниматься чем-то более прикладным, например, разработкой продуктов, которые уже в ближайшей перспективе могут помочь в борьбе с экологическими проблемами. Например, дизайном энзимов — это специальный класс белков — которые перерабатывают пластик. И дают окружающему нас миру ощутимую пользу уже сейчас. Я все-таки не зря так часто менял свои области деятельности. Мне интересно то, что можно применить к природе, к миру, который нас окружает. Вообще, страшно идти в новую отрасль. Но как-то перебарываешь себя — и шагаешь в пропасть. А как иначе?

О превосходстве машин над человеком — и наоборот

Нейросеть не дает понимание того, как она приходит к выводу. Она выдает какой-то результат, но не объясняет, почему. Если нейросеть написала картину или музыку — она может мне нравиться, а может не нравиться. Мне интересно, когда барабанщик не попал в такт. Я буду думать: это сделано намеренно или случайно? Когда это сделала нейросеть — это абсолютно точно намеренно. Это алгоритм. Мы вроде как понимаем, что он делает, но не понимаем, что там внутри.

Машина — черный ящик, но и человек в каком-то смысле тоже. Бывает, у меня долго в голове не складывается какое-то решение. Или я не понимаю, как применять ту или иную формулу — когда-то, еще на матмехе, так было. И вдруг в какой-то момент я просыпаюсь и осознаю: вот зачем это нужно! Кто скажет, почему именно в этот момент все случилось? Что соединилось в мозге, под влиянием чего? Так что — да, человек тоже черный ящик. Но гораздо более интересный.

Источник материала: https://nauka.tass.ru/nauka/11521305

Профориентационный летний лагерь УрФУ «Школа успешного абитуриента» приглашает школьников, окончивших 6—10 классы, получить новые знания, задать интересующие вопросы высококлассным специалистам университета, определиться с выбором будущей профессии, завести новых друзей, интересно провести время и оздоровиться на морском побережье перед школьными занятиями.

Школа базируется в лагере «Чайка», который расположен на Черноморском побережье в Туапсинском районе, где средняя температура воздуха бархатного сезона + 26,5º, а средняя температура воды + 25,5º. В нём предусмотрены:

• комфортабельные условия проживания совместно с санаторным лечением;

• 5-разовое питание;

• учебные занятия, спорт на свежем воздухе и купание в море.

Учебная программа включает профориентационные мероприятия, психологические тренинги и занятия по профильным предметам, которые проводят высококвалифицированные специалисты – преподаватели УрФУ с использованием продвинутых методик преподавания:

• гуманитарный профиль (история, обществознание, русский язык);

• физико-математический профиль (профильная математика, физика, информатика);

• химико-биологический профиль (химия, биология, русский язык).

С ребятами работает специалист-психолог, который помогает разобраться в особенностях характера, определить склонности и способности для выбора профессии. Для ребят будут организованы спортивные, творческие и интеллектуальные мероприятия, будут работать студии и секции. Ребята смогут учиться и полноценно отдыхать!

Смена проводится с 27 августа по 08 сентября 2021 года.

Отправление поездом (с питанием в вагоне-ресторане) 24 августа из Екатеринбурга, возвращение 11 сентября в Екатеринбург.

Бронирование путевок в «Школу успешного абитуриента» идёт путём электронной регистрации на сайте www.shua.urfu.ru до 01 мая 2020 года.

Телефон: +7 (343) 389-94-55, почта shua.urfu(at)yandex.ru

Источник материала: https://insma.urfu.ru/abit/82-ob-yavleniya-dlya-shkolnikov/658-09-apr-2021

Актуальная информация о приемной кампании 2021 года!

Обо всем и подробно на сайте института в разделе "Поступление" https://tobolsk.utmn.ru/postuplenie/

Информация о направлениях высшего образования:
Биология
Педагогическое образование (с 2 профилями подготовки)
Психолого-педагогическое образование
Профессиональное обучение (по отраслям)
Лингвистика

Информация о специальностях среднего профессионального образования:
На базе 9 класса
На базе 11 класса

Контакты Приемной комиссии Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиала) ТюмГУ:
? +7 (3456) 23-49-60
? Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
? Раздел "Поступление" на сайте: https://tobolsk.utmn.ru/postuplenie/
? Сообщество ВКонтакте: АБИТУРИЕНТ ТПИ - работает чат

Студенты вузов и колледжей смогут получить во время обучения сразу несколько квалификаций. Это станет возможным благодаря тому, что теперь федеральные образовательные госстандарты профессионального образования можно будет разрабатывать не только по отдельным профессиям и специальностям, как это было раньше, но и по укрупненным группам. По словам представителей российских высших учебных заведений, такие нововведения не только помогут студентам менять направления подготовки в зависимости от своих предпочтений, но и дадут конкурентное преимущество при трудоустройстве. Однако кардинально поменять специальность все-таки не получится. Подробности — в материале «Известий».

На пути к многопрофильности

Студенты вузов и колледжей смогут получить во время обучения сразу несколько квалификаций. Это станет возможным в связи с принятием закона, который вносит поправки в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно нововведениям, федеральные образовательные госстандарты профессионального образования теперь можно разрабатывать не только по отдельным профессиям и специальностям, как это было раньше, но и по укрупненным группам. Кроме того, образовательные программы вузов смогут включать в себя элементы разных профстандартов. Таким образом, у высших учебных заведений будет больше автономии в их разработке.

Что касается студентов, то они после двух лет общей подготовки смогут выбрать более углубленное изучение по специальности или даже вовсе ее поменять. В итоге в рамках обучения у них будет возможность получить сразу несколько специальностей. Кроме того, теперь профстандарты будут учитываться и при разработке примерных программ в среднем профобразовании, то есть в колледжах и техникумах.

Новые нормы должны вступить в силу уже с 1 сентября 2021 года. Основные профессиональные образовательные программы необходимо будет привести в соответствие с ними не позднее сентября 2022 года.

Изначально о необходимости сделать профобразование более гибким, обновить ФГОСы и примерные основные образовательные программы говорилось в перечне поручений президента Владимира Путина от 28 марта 2020 года по итогам заседания президиума Госсовета и Совета при президенте по науке и образованию. Разработанный по поручению президента законопроект поддержали в Госдуме. Как отметил спикер нижней палаты Вячеслав Володин, изменения на рынке труда сегодня происходят быстрее, чем студент успевает получить диплом, «поэтому важно, чтобы и у вузов, и у студентов была возможность быстрее адаптироваться к новым условиям». Совет Федерации одобрил закон 19 мая, а 26 мая его подписал и Владимир Путин.

Запрос современности

Новые возможности вряд ли облегчат жизнь студента, но зато могут сделать ее более интенсивной, насыщенной и, что самое важное, дадут большее конкурентное преимущество при трудоустройстве, отметила в разговоре с «Известиями» профессор Института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.

— Сейчас очень быстро меняются требования к профессиям, к квалификациям, появляется очень много смежных междисциплинарных, поэтому владение разными навыками оказывается очень востребованным. Сегодня даже инженеры, специалисты в области технологий, которых готовят по этим направлениям, нуждаются в знаниях и менеджмента, и экономики. Мы сегодня говорим о том, насколько междисциплинарными становятся программы, которые связаны с городским развитием, городской средой, что в дополнение к урбанистике требуется владение современными компьютерными технологиями. То же самое проникает и в лингвистику, сегодня это одно из самых цифровых направлений подготовки. То есть взаимопроникновение и пересечение идет очень серьезно.

Впрочем, у многих университетов уже есть подобный опыт: многие ведущие университеты отрабатывали включение дополнительных дисциплин, курсов в свою образовательную программу, отмечает профессор Института образования НИУ ВШЭ. «Но это легко говорить в отношении вузов, имеющих право на свои собственные профстандарты. Речь идет о МГУ, СПбГУ или ВШЭ, национальных исследовательских университетах», — отмечает она.

Поработать над стандартами

Те же, кто работает по стандартам, имеют довольно жесткий учебный план, рассказывает собеседница «Известий».

— Поэтому очень важно, чтобы сегодня в рамках этих стандартов были даны возможности для гибкости и адаптивности учебного плана. Это позволит университетам идти по пути индивидуализации, увеличения выбора взаимного зачета тех или других курсов или дисциплин. Один из достаточно простых механизмов здесь — это более-менее смежные направления подготовки, которые будут попадать в эти укрупненные группы. Однако востребованы не только смежные, но и вот такие сквозные направления, как, допустим, цифровая и финансовая грамотность, которые сегодня пронизывают фактически любую подготовку кадров.

Эти профстандарты не мертвые: они постоянно развиваются, но это трудоемкий процесс, отмечает Абанкина. Так, они разрабатываются по заданиям либо Минпросвещения, либо Минобрнауки. Затем эти изменения проходят общественное профессиональное обсуждение, несколько туров экспертиз, и только после этого оно может быть утверждено.

В рамках одного направления

По новому закону вуз, безусловно, должен будет создать условия для получения студентами нескольких квалификаций, однако выбранное им новое направление подготовки всё-таки должно будет соответствовать базовому образованию, которое студент получил на первых двух курсах, объяснил в разговоре с «Известиями» ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской.

— Если вы учились на инженерном факультете, то, скажем, поступить в магистратуру на юриста будет проблематично в силу отсутствия знания базовых дисциплин. А вот внутри области технических, инженерных знаний это возможно и возможна унификация базового образования, которая позволит после второго курса бакалавриата (это принцип «2+2+2») поменять внутри направления подготовки свой профиль либо уйти в другое направление, например из металлургии в энергетику, и досдать какие-то недостающие экзамены. После окончания бакалавриата студент уже сможет выбрать себе другую профессию в магистратуре — из энергетика уйти в электрики или ядерщики. Конечно, надо будет досдавать другие дисциплины, от этого никто не освобожден.

Впрочем, в университете будет использоваться система собеседований со студентами, решившими сменить направление подготовки, рассказывает Рудской. «Это нужно, чтобы мы могли понимать, что ими движет, почему они решили сменить то или иное направление. Но это будут собеседования на доброй основе, для того чтобы мы убедились в осознанности этого выбора. Важно, чтобы это решение было обдумано, а главное, чтобы оно опиралось на способности, знаниях и наклонности. Для этого мы будем смотреть и на текущую успеваемость: если, например, у студента будут плохие оценки по математике и физике, а он захочет перейти, в теории, из инженера-электрика в инженеры-физики, то ему придется это доказать. Мы ему не будем запрещать, но ему придется пересдавать и досдавать базовые предметы, которые позволили бы ему комфортно доучиться по новому направлению подготовки», — сообщил ректор.

Нововведения уже поддержали и в МГУ. «Это позволит построить более гибкую образовательную траекторию, открывает больше возможностей для получения студентами новых компетенций и дополнительных квалификаций одновременно с освоением основной образовательной программы», — ранее заявил проректор МГУ Станислав Бушуев. В университете также подчеркнули, что хотя их программы направлены «прежде всего на фундаментальную подготовку», но при этом «включают в себя возможности междисциплинарной подготовки, самостоятельного выбора межфакультетских курсов».

Однако самое главное в результате образовательных новшеств — не навредить, отметил ректор Воронежского государственного университета Дмитрий Ендовицкий. «Тема индивидуальных траекторий в образовании очень интересная, но рациональный отбор студентов нескольких треков должен идти только с учетом потребностей рынка труда. Многие вузы эту опцию будут использовать, в том числе и ВГУ, но делать мы это будем очень аккуратно, чтобы не навредить качеству подготовки наших студентов», — заключил собеседник «Известий».

По материалам: https://iz.ru/

Идет регистрация на всероссийский конкурс «Большая перемена» в 2021 году. 

Организаторы: АНО «Россия — страна возможностей», проект «ПроеКТОриЯ» и Российское движение школьников.

Цель конкурса – помощь учащимся раскрыть те способности, которые не попадают в традиционную систему обучения в школе и соответствующие предметные олимпиады. Все мы – разные. «Большая перемена» намерена доказать, что не только олимпиадник, условно, по химии и математике, может быть успешным.

Кто может участвовать?

Участие в «Большой перемене» в 2021 году наряду со старшеклассниками и студентами сузов смогут принять и учащиеся 5-7 классов.

Могут ли в конкурсе «Большая перемена» участвовать иностранцы?

Отдельный трек рассчитан на подростков-иностранцев, изучающих русский язык и ориентированных на получение образования в России. 100 победителей этой категории будут награждены грантом на целевое обучение в российских вузах.

Какие направления и смены в новом конкурсе?

Увеличится число направлений конкурса: в первом сезоне конкурсанты могли выбрать один из 9 вызовов: наука и технологии («Создавай будущее!»), творчество («Твори!»), журналистика и новые медиа («Расскажи о главном!»), волонтерство («Делай добро!»), историческая память («Помни!»), урбанистика («Меняй мир вокруг!»), путешествия и туризм («Познавай Россию!»), здоровый образ жизни («Будь здоров!») и экология («Сохраняй природу!»). В новом сезоне конкурса добавится направление, связанное с развитием образовательных технологий — «Открывай новое!».

Тематические смены «Большой перемены» пройдут в федеральных детских центрах — «Артеке», «Океане» и «Смене».

Какие призы?

  • 300 учеников 10 классов и 150 студентов 3-4 курсов сузов, победивших в конкурсе, получат по 1 миллиону рублей!
  • 300 учеников 8-9 классов и 150 студентов 1-2 курсов получат по 200 тысяч рублей!
  • Победители среди учеников 5-7 классов выиграют «путешествие мечты» на поезде «Большая перемена» от Москвы до Владивостока и обратно.
  • Дополнительные баллы к портфолио при поступлении в вуз! А финал конкурса вновь пройдет в «Артеке»! Не пропусти!
  • Наставники победителей-старшеклассников и студентов выиграют по 150 тысяч рублей, школьников 5-7 классов – по 100 тысяч.
  • 30 лучших образовательных организаций основного и дополнительного образования и 20 организаций среднего профессионального образования получат по 2 миллиона рублей!

Как зарегистрироваться для участия в конкурсе?

Вы можете стать участником конкурса «Большая перемена» на официальном сайте конкурса: https://bolshayaperemena.online/

Молодежи до 35 лет могут разрешить учиться на бюджетных местах. Как выяснили «Известия», такой законопроект в ближайшее время будет внесен в Госдуму. Его автор — зампред комитета по образованию и науке Максим Зайцев — объясняет свою инициативу изменением законодательства, согласно которому возраст молодежи был увеличен до 35 лет. В большинстве фракций считают новую норму логичной и заслуживающей поддержки. Эксперты уверены, что власти должны быть последовательными в своих действиях и принять законопроект. Вместе с тем на обеспечение образования таких студентов потребуется свыше 100 млрд рублей.

Востребованная норма

По информации «Известий», 13 апреля в Госдуму будет внесен законопроект, касающийся изменения ст. 100 ФЗ «Об образовании в РФ». Документом предлагается увеличить возраст россиян, которые имеют право поступать на бюджетные места в вузах, до 35 лет.

 «В настоящее время ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что высшее образование финансируется из федерального бюджета из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет. Вместе с тем, согласно федеральному закону «О молодежной политике в РФ», определено, что к категории «молодежь» относятся лица от 14 до 35 лет включительно», — говорится в пояснительной записке к документу, который имеется в распоряжении «Известий».

В записке также уточняется, что основным аргументом в пользу увеличения возраста молодежи была возможность воспользоваться мерами государственной поддержки, например получить пособие на рождение ребенка, стипендию как молодому ученому или грант по результатам конкурса молодежных проектов.

Таким образом государство заявило об особой значимости молодежи как важнейшего стратегического ресурса общества, являющегося самой мощной силой развития государства, который, согласно официальным статистическим данным, в России составляет более 40 млн человек, подчеркивается в документе.

Как пояснил «Известиям» зампред комитета по образованию и науке Максим Зайцев, спрос на получение высшего образования среди этой категории населения очень большой, поэтому инициатива будет востребована.

— Мы приняли закон об увеличении возраста молодежи до 35 лет. Однако эта норма не была заложена и просчитана в законе «Об образовании РФ», хотя количество бюджетных мест в соответствии с новыми нормами должно быть увеличено. Речь идет где-то об 1 млн таких новых мест из расчета, используемого в законе, 800 студентов на каждые 10 тыс. человек, — рассказал парламентарий.

С учетом, что финансирование из госбюджета одного места составляет около 100 тыс. рублей в год, на обеспечение образования еще миллиона студентов потребуется свыше 100 млрд, уточняется в экономическом обосновании к проекту ФЗ.

Коллеги в Госдуме законопроект поддерживают. Первый зампред фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает законопроект логичным.

— Мы приняли закон, который увеличивает возраст молодежи до 35 лет. Соответственно, эти россияне могут рассчитывать на все права, которые уже имеют граждане, попадающие под эти нормы, — заявил он «Известиям».

По мнению зампреда фракции ЛДПР Ярослава Нилова, любые предложения, направленные на создание комфортных условий для граждан, можно поддержать, тем более когда речь идет об образовании.

— У людей бывают разные жизненные ситуации. Например, служба в армии, из-за которой молодой человек не смог вовремя поступить в вуз. Поздно понял, что ему высшее образование необходимо, однако получить его уже невозможно. В этой ситуации человек оказывается заложником обстоятельств, — пояснил парламентарий «Известиям».

Первый зампред комитета Госдумы по образованию, член КПРФ Олег Смолин полагает, что в законодательстве необходимо вообще отказаться от формулы расчета бюджетных мест, так как именно она создает ограничения. По его словам, коммунисты давно предлагали вернуться к советской системе образования, которая гарантировала его доступность для каждого. В «Единой России» обещали изучить инициативу после того, как она будет внесена в Госдуму. «Известия» направили запрос в Минобрнауки.

Расширить рамки

Эксперты считают, что власти должны быть последовательными в своих действиях и принять законопроект.

— Конечно, такую инициативу следует поддержать. Более того, считаю, что необходимо предусмотреть в законодательстве возможность непрерывного образования, — заявил «Известиям» председатель комиссии ОП по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко.

По его словам, если человек решил и после 35 лет получить первое высшее бюджетное образование, почему бы не разрешить ему это сделать. Вполне разумно расширить рамки до действующих норм закона о молодежи, но можно пойти и дальше, считает эксперт.

— Инициатива выглядит логичной. Если возраст молодежи подняли до 35 лет, то было бы правильно, чтобы молодые люди получили все льготы, которые им дает законодательство. Надо быть последовательными, — заявил «Известиям» глава политической группы Константин Калачев.

По его словам, нынешний возраст молодежи — 35 лет — придумали в Европе, в Германии еще в 1990-х годах он был на этом уровне. И это связано с ростом продолжительности жизни, подчеркнул эксперт.

Поправки в закон «О молодежной политике в РФ», увеличивающие предельный возраст молодежи до 35 лет, были приняты и подписаны президентом в декабре прошлого года. Помимо возраста, им предлагалось ввести в законодательство такие понятия, как «молодежь», «молодежная политика», «молодая семья», «молодежные общественные объединения» и другие, закрепив таким образом статус граждан, относящихся к молодежи.

По материалам: https://iz.ru/

Современная образовательная среда активно предлагает развивать профессиональные навыки в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ). Почему важно изучать ИИ со школы? Как эти технологии смогут помочь в реальной жизни подросткам? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказала старший научный сотрудник центра мониторинга и статистики образования Федерального института развития образования РАНХиГС, эксперт образовательных программ Intel Марина Ливенец.

— Почему начинать изучать искусственный интеллект необходимо уже в школе?

— Мы живем в то время, когда искусственный интеллект окружает нас практически везде: чат-боты в магазинах, системы видеонаблюдения, роботы в бытовой жизни, различные сервисы, с которыми работают в том числе дети, и другое. Сегодня уметь анализировать, взаимодействовать с техникой, с роботами — это не просто пожелание, а реалии жизни.

Одна из основных целей образовательной программы Intel® Al for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого" — формирование готовности к взаимодействию с искусственным интеллектом у молодого поколения, которое, в принципе, уже к этому готово.

— Чему вы учите школьников и студентов?

— Младших школьников мы только погружаем в тему искусственного интеллекта и учим взаимодействовать с ним: объясняем теорию, рассматриваем вопросы этики, разбираем работу нейросетей, систему машинного зрения, создание чат-ботов и много другого на конкретных примерах.

Старшеклассники и студенты, которые изучают программирование, в рамках образовательного проекта уже самостоятельно создают решения на базе технологий искусственного интеллекта и проекты социальной направленности, которые можно использовать в жизни.

— На развитие каких навыков направлен курс по технологиям искусственного интеллекта?

— С одной стороны, ребята приобретают hard skills: они смогут программировать, анализировать данные и создавать проекты. С другой стороны, участники программы развивают и soft skills: креативное и критическое мышление, работа в команде, социально- эмоциональный интеллект.

— Как построена практическая часть обучения?

— На втором этапе обучения ребята знакомятся с предметной областью искусственного интеллекта, которую они выбрали, и уже начинают получать первые hard skills. Соответственно, в разных областях используется разное оборудование. Например, в области машинного зрения и нейронных сетей используется программное обеспечение Open Vino, 3D камера Intel® RealSense и Intel® Neural Compute Stick 2 (Intel® NCS 2). А если мы говорим об анализе данных и обработке естественных языков, то здесь участники курса работают с Python 3.7 и используют уже среды разработки, например, такую как Anaconda. Практическая составляющая и сквозная линия программирования есть в любой предметной области.

Завершают обучение школьники и студенты созданием проекта социальной направленности по своей предметной области или на стыке различных областей искусственного интеллекта. Работают над проектами ребята в командах, потому что его надо придумать, запрограммировать, сделать цифровой прототип. Например, в рамках курса одни ребята разработали проект по распознаванию деревьев, другие — сделали чат-бот для анализа литературных произведений.

— Чем отличается программа от привычных уроков в школе или лекций в университете?

— Одно занятие длится два часа. В начале "урока" участники курса знакомятся с теорией, а потом выполняют практические задания. Получается, что в рамках каждого занятия ребята создают микропроект. Например, распознают изображение или делают основу чат-бота и так далее. Таким образом, у нас получается спиральное наращивание знаний: когда каждый раз, шагая чуть дальше, учащиеся получают все больше и больше знаний и могут создавать все лучше и лучше решения.

Также на каждом занятии рассматриваются вопросы этики и применение технологий искусственного интеллекта в реальной жизни: что бы ты не создавал, ты должен понимать зачем это нужно и как это будет использоваться.

— Важное звено в вашей программе — педагоги школ и вузов, как проходит их обучение?

— Обучение педагогов — это тренинг, в котором они разбираются не только с технологиями использования искусственного интеллекта, а также с технологиями создания в различных областях ИИ: машинное обучение, машинное зрение, анализ данных, обработка естественных языков и программирование на Python. Кроме того, педагоги, так же как дети, по результатам обучения должны сделать свой проект.

В нашей образовательной программе учитель больше играет роль наставника и показывает, где нужно искать информацию. Чаще всего с нами работают учителя, которые уже занимаются программированием: преподаватели информатики и математики вузов, педагоги дополнительного образования детских технопарков и образовательных центров.

По материалам: https://ria.ru/education/

"День абитуриента" пройдет 25 апреля, 12:00–16:45. 

В СПбГУ состоится «День абитуриента». Традиционное мероприятие пройдет в формате онлайн-трансляции.

Абитуриенты узнают о преимуществах обучения в Санкт-Петербургском государственном университете, познакомятся с алгоритмом поступления на программы бакалавриата и специалитета, магистратуры и аспирантуры, правилами приема в вуз для иностранных граждан. На вопросы аудитории ответят спикеры мероприятия — проректор по воспитательной работе и организации приема Александр Вячеславович Бабич и начальник Управления по организации приема, ответственный секретарь Приемной комиссии Александр Леонович Хуршудян.

Также в программе: международное партнерство и наука в СПбГУ, взаимодействие с работодателями, внеучебная деятельность и спорт. Все уровни образовательных программ будут представлены в блоках: «Гуманитарные науки», «Науки об обществе», «Физико-математические, компьютерные и информационные науки», «Естественные науки», «Искусства и культура», «Физическая культура и спорт».

Участники мероприятия смогут самостоятельно изучить полезные материалы: каталог образовательных программ; информацию о правилах и порядке приема, дополнительных программах по подготовке к ЕГЭ; онлайн-курсах и олимпиадах СПбГУ; внеучебной деятельности (сайт Управления по организации спортивной деятельности).

Виртуальные аудио- и видеотуры, онлайн-выставки познакомят с уникальными историческими объектами и экспозициями Университета, в числе которых: здание Двенадцати коллегий и Филологический двор, Музей-архив Д. И. Менделеева, Ботанический сад, Гербарий СПбГУ, Музей В. В. Набокова, Дворец Бобринских, Минералогический и Палеонтологический музеи и т. д.

С полной программой можно ознакомиться здесь.